Самодельный квадроцикл



Cамодельный квадроцикл
Cамодельный квадроцикл

Ни в Рунете, ни в англоязычном Интернете практически нет дельных руководств по изготовлению квадроциклов своими руками. На западе полностью самодельным квадроциклам предпочитают тюнинговать уже проверенные заводские решения. И в этом есть резон — это проще, результат предсказуемее, и в большинстве случаев, что греха таить, гораздо эстетичнее. У нас же «квадроциклизм» вообще в зачаточном состоянии по сравнению с остальным миром, хотя благодаря нашему климату однажды заглянув к нам развивается все сильнее. И тут он попадает на благодатную почву, в страну, где долгое время многого не было и люди научились, и часто потом уже просто привыкли делать недоступные для приобретения вещи своими руками. В итоге «спрос» на информацию, необходимую для изготовления квадроциклов своими руками многократно превышает «предложение», а информация о «самопальных» квадроциклах крайне разрозненна и нуждается в систематизации для тех, кто только задумывается об изготовлении. Это мы и попытаемся исправить здесь, а так же в других статьях, как например «Квадроцикл своими руками».

Двигатель для квадроцикла.

Я хочу именно с него, а не с рамы, так как часто именно завалявшийся где-то на даче в сарае движок или старый мотоцикл двигает человека к мысли об изготовлении квадроцикла своими руками.

В принципе, подойдёт любой. Даже на базе шестилитровых V12 были прецеденты изготовления, но ездить на таком крайне неудобно, так что вопрос только в конечных габаритах и характеристиках получившегося аппарата. Но в 99% случаев донорами становятся мотоциклы, чаще советского/российского, реже японского производства, и тут есть нюансы.

Квадроцикл на базе Урала
Квадроцикл на базе Урала
Автор квадроцикла -
Аркадий Бояренко, г. Могилев

При использовании высоких передаточных чисел для нормальной эксплуатации (перевозки себя любимого) вполне хватит двигателя от «Минска» при цепной передаче. Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой организации охлаждения — взяв двигатель с воздушным охлаждением нам скорее всего придётся обеспечить его как минимум принудительным обдувом для летней эксплуатации. Подобное решение использовалось серийно на трициклах Ковровского завода, иначе обычный мотоциклетный двигатель перегревался.

Особняком здесь стоят советсткие оппозитные двигатели. С ними ситуация хуже, так как у них цилиндры окажутся за крыльями, что вообще сведёт естественный обдув к минимуму, а смещение посадки вперёд относительно стандартной мотоциклетной ещё больше приблизит ноги к «котлам». Зимой тепло конечно, однако летом это может стать причиной не только перегрева, но и случайного ожога. Однако оппозиты имеют просто отличную тягу и возможность легко реализовать надёжную и неприхотливую карданную передачу. Учитывая, что решения для их обеспечения жидкостным охлаждением существуют и серийного производства, такой вариант для постройки мощного, тяговитого квадроцикла своими руками выглядит достаточно привлекательной. Если он вас интересен, то рекомендую дополнительно статью «Квадроцикл из «Урала».

Ну и из популярных решений остаётся рассмотреть японские мотодвигатели. Модели с жидкостным охлаждением подходят в большинстве случаев хорошо. Не смотря на высокую оборотистость это компенсируется увеличением передаточного числа главной передачи.

Самодельная рама для квадроцикла.

Здесь вариантов немного. Профиль и круглые стальные трубы — вот наш практически единственный выбор. Часто простым и хорошим решением будет максимально использовать раму мотоцикла-донора, если он есть конечно, и вокруг неё строить свою. Это снимет многие проблемы, однако для квадроцикла конструкция может получиться неоптимальной. Тут уже приедётся решать исходя из конкретных целей.

Трансмиссия и подвеска.

Небольшой самодельный квадроцикл
Небольшой самодельный квадроцикл

Что касается задней подвески, то простейшее решение — зависимая подвеска без дифференциала. Поверьте, он вам не нужен, а при внедорожной эксплуатации даже вреден. Если ваш мотор изначально рассчитан на цепной привод, то его и стоит сделать. Это проще реализовать, проще изменять и подбирать передаточное число, конструкция гораздо легче да и потеря мощности ниже. Минус — цепь требует постоянного ухода и обслуживания, а учитывая, что она может не иметь аналогов по длине и новую каждый раз придётся подгонять самостоятельно, получается не очень приятно.

Карданная передача гораздо менее прихотлива, но и сложнее в реализации. Обычно её делают при использовании в базе советских оппозитных моторов. В таком случае либо ставится задний мост от отечественных заднеприводных автомобилей, естественно укороченный и часто с заблокированным дифференциалом, что является конструкцией очень тяжёлой, либо изготавливается самодельный редуктор, что в «кустарных» условиях невозможно.

Более продвинутым вариантом является независимая подвеска задних колёс. Своими руками для квадроциклов делается не так часто ввиду сложности реализации.

Для изготовления передней подвески в наших краях часто используют либо полностью самодельную конструкцию, либо строят ее на базе подвески от «Оки» или переднеприводных ВАЗов, если строится полноприводная модель.

Итог.

Строить или не строить самодельный квадроцикл — решать каждому самому. Даже простейший заднеприводный квадр потребует наличия опыта сварщика, электрика и слесаря как минимум.

Сложные же полноприводные варианты вообще требуют большого количества полностью самодельных, либо сильно доведённых квалифицированным токарем деталей, что делает их постройку настоящим подвигом. Конечно можно купить готовые узлы от заводских квалроциклов, но может тогда проще купить готовый квадроцикл сразу?


Обсуждение статьи «Самодельный квадроцикл» на нашем форуме